День саморегулирования в строительстве: стратегия, кадры и контракты
Саморегулирование в строительстве должно развиваться вкупе со строительной отраслью
Денек саморегулирования в строительной отрасли в этом году прошел более камерно, чем в прошлые годы – не было ни пленарного заседания с ВИП-персонами, ни огромного набора круглых столов. Вся программка содержала три круглых стола и одно награждение. Представителей Минстроя и профильного Комитета Госдумы найдено не было.
В целом роль в круглых столах приняли около 250 человек. Участникам Денька саморегулирования было предложено обсудить проект Стратегии инноваторского развития отрасли, проф эталоны и трудности закупок в строительстве. При всем этом в кулуарах дискуссировалась только одна тема: протокол совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, который стал достоянием гласности практически намедни. В нем Минстрою поручалось резко ограничить число компаний, которым необходимо будет получать допуски на стройку, а другие могли бы заниматься собственный работой просто по факту собственного существования.
Но настолько конструктивная реформа системы саморегулирования не отыскала отражения в повестке Денька саморегулирования – ее обсудили лишь на Совете НОСТРОя, приняв решение «лупить во все колокола» и разъяснять всем органам власти, чем угрожает таковой реформаторский зуд Минстроя.
Стратегия как путь к плановому хозяйству
1-ый круглый стол был посвящен дискуссии проекта Стратегии инноваторского развития строительной отрасли. Открывая заседание, президент НОСТРОя Николай Кутьин напомнил, что в мааре следующего года ожидается заседание Госсовета, посвященное строительству, и хотелось бы, чтоб к нему Стратегия уже была готова.
Президент Государственного объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Миша Посохин связал воедино инновационное развитие строительной отрасли и предстоящее развитие системы саморегулирования, которой в ближайшее время стали грозить необмысленными реформами. Ужаснее всего, что реформаторский пыл овладел профильное министерство, которое заместо защиты интересов строителей и саморегулирования встало на позиции возврата муниципального лицензирования.
- Наше профильное министерство – Минстрой Рф, за создание которого мы все боролись, в ближайшее время фактически отошло от решения насущных заморочек саморегулирования в строительной сфере и прорабатывает предложения о возврате к лицензированию изыскательской, проектной и строительной деятельности, другими словами к муниципальному регулированию отрасли. При всем этом мотивы таких предложений саморегулируемому проф обществу непонятны, - произнес Миша Посохин.
По его воззрению, подготавливаемый проект Стратегии должен быть развернут в направлении самоокупаемости, самофинансирования, самоуправления, саморазвития строительной отрасли. Это разумно должно привести не к сокращению, а, напротив, к предстоящему расширению системы саморегулирования, к примеру, на сферы низкоэтажного жилищного строительства, экспертизы, надзора, ценообразования, технического регулирования и стандартизации.
Кратко о проекте стратегии поведал управляющий рабочей группы, заместитель председателя Научно-технического совета НИУ МГСУ Александр Гинзбург. Он сказал, что обсуждаемый документ вызывает достаточное количество вопросов и споров. При всем этом над Стратегией уже работали несколько рабочих групп, но ни один вариант не устроил Минстрой Рф. После чего была сформирована рабочая группа на базе МГСУ. А.Гинзбург направил внимание, что в документе изготовлен акцент на науку и образование, без которых глупо гласить об инноваторском развитии.
- Ветвь может развиваться по нескольким путям, - произнес Александр Гинзбург, - а мы рассматривали только достижение определенных инноваторских характеристик. Вот поэтому в документе существенное внимание уделено тем сферам, к которым обращаются нечасто. Это сначала образование, наука, мотивация и подготовка кадров. Как и в любом стратегическом документе, главное, на что было обращено внимание, – это его структура. Не считая того, принципиально, чтоб формулировки, использованные в Концепции, не противоречили действующему законодательству и были лаконичны и понятны.
При всем этом А.Гинзбург сказал увлекательный момент: оказывается, в строительной отрасли по многим показателям данные просто отсутствуют, а некие уже устарели. Потому пришлось строить работу на имеющемся материале.
Директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэко РФ Лена Чугуевская напомнила, что стратегические документы сейчас – это не просто видение многообещающего развития отрасли, да и путь к будущему. При всем этом неважно какая отраслевая Стратегия должна быть увязана с основополагающим документом - Стратегией пространственного развития Рф, которая еще только разрабатывается и навряд ли появится ранее 2017 года, как и Стратегия государственной безопасности. В этой ситуации очень тяжело осознать, когда и как будет разработана строительная Стратегия и в каком виде она может быть вынесена на ближний Госсовет.
От имени НОСТРОя взор на Стратегию докладывал член Совета Александр Лощенко, который начал за стройиндустрию и инновации, а кончил за ипотеку. По его словам, в отрасли начинается стагнация, и в этих критериях нужен документ о сохранении строительной отрасли в период стагнации. Здесь, что именуется, не до нововведений. В качестве выхода из стагнации Лощенко предложил разглядеть и ввести программку накопительной ипотеки, которая на данный момент внедряется в Казахстане.
Замруководителя Аппарата НОПРИЗа Сергей Чернов был еще более критичен в собственных замечаниях к Стратегии. По его словам, хотя этот документ, в отличие от прошлых, уже можно дискуссировать, хотелось бы созидать его для этого в открытом доступе. А пока проект Стратегии могут созидать только те, кто над ней работает.
- В тексте документа делается акцент на внедрение в строительную ветвь нововведений, все же в документе отсутствуют определенные предложения по механизмам, стимулирующим их внедрение, - заявил С.Чернов. - Вызывает колебание качество предложенных задач инноваторского развития. Нигде по тексту не анализируются условия либо препятствия к внедрению нововведений. Нигде не предлагаются и не анализируются определенные меры по повышению толики инноваторских товаров, не обсуждены методы регулирования рынков строительной продукции и услуг, системы технического регулирования отрасли. По факту представленный документ предлагает возвратить строительную ветвь в плановую экономику с муниципальным финансированием. В особенности это приметно по содержанию разделов об инноваторской деятельности и подготовке кадров.
А предложение о внедрении практически нового налога на инновационное развитие в размере 0,4% от цены каждого строящегося объекта и совсем противоречит экономному и налоговому законодательству. Кстати говоря, это очень немалые средства, если учитывать, что в строительстве раз в год «вертится» около 5 трлн рублей. По самым умеренным прикидкам, «налог на инновационность» составит 20 млрд рублей в год, которые пойдут не в бюджет страны, а в некоторый Центр управления инноваторским развитием. Очень недурной куш от внедрения Стратегии!
1-ый президент НОСТРОя, председатель Комитета ТПП Рф по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин выделил, что проект Концепции не затрагивает многие отраслевые задачи, которые требуют решения. Для этого нужно вести диалог меж государством и специалистами в строительстве. По его словам, в документе нужно обозначить, что инновационное развитие отрасли может быть только при высочайшей вкладывательной активности.
Достаточно размыто прописан и раздел, посвященный кадровой политике в строительстве. «В документе, к примеру, написано, что нужно завлекать зарубежных экспертов для обучения российских профессионалов, - направил внимание участников круглого стола Ефим Басин. - Но ведь это некорректно, нужно воспитывать свой российский кадровый состав».
Подводя результат состоявшейся дискуссии, можно сказать, что проект Стратегии еще пока не только лишь не готов для вынесения на Госсовет, да и не стал документом, который как-то удовлетворяет строительное общество. Похоже, ученым из МГСУ необходимо более интенсивно завлекать к собственной работе экспертов «от мастерка».
Закупки в строительстве: договоров меньше, заморочек больше (
Круглый стол «Задачи контрактной системы при осуществлении закупок в сфере строительства. Типовые договоры» под председательством вице-президента НОСТРОя Эдуарда Дадова собрал на собственной площадке экспертов, которые много лет с переменным фуррором бьются за выстраивание обычной системы закупок в строительстве.
Большой энтузиазм вызвало выступление Советника губернатора, в недавнешнем прошедшем министра строительства Калининградской области Миши Викторова. Он после предназначения на пост, что именуется, на для себя ощутил, что означает быть госзаказчиком. Потому все его предложения испытаны жизнью. Так, по его воззрению, нужно расширить список оснований для однобокого отказа заказчика от выполнения договора и уменьшить сроки размещения данного решения в единой информационной системе. Дело в том, что региональная власть как госзаказчик фактически не может порвать договор с нерадивым подрядчиком, который либо срывает сроки выполнения, либо строит с нарушениями свойства и безопасности.
Не считая того, по воззрению М.Викторова, нужно установить ответственность подразделений ФАС в случае, если ими было принято решение об отмене закупки, которое потом было обжаловано и отменено, в размере штрафа, аналогичного установленного для заказчика (500 тыщ рублей). На данный момент ФАС за свои решения никакой ответственности не несет. Миша Викторов ратует за скорейшее создание одного технического заказчика на региональном и федеральном уровнях, что могло бы снять сильно много заморочек.
С докладом «Трудности контрактной системы, декларируемые строительным обществом, и перспективы их решения» выступил начальник отдела по ценообразованию и контрактной системе НОСТРОЙ Руслан Акиев. Он тщательно сказал об главных дилеммах, с которыми сталкиваются подрядные организации при участии в торгах, осуществляемых в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, обозначил подходы к решению обозначенных заморочек, разрабатываемых как спецами НОСТРОЙ, так и представителями федеральных органов исполнительной власти. А именно, он отметил необходимость продолжения работы над проектом постановления Правительства Русской Федерации «Об особенностях описания объектов закупок в сфере строительства».
Очень увлекательную статистику по госзакупкам представил участникам главный спец отдела по ценообразованию и контрактной системе НОСТРОЙ Антон Забелин. Работа тем паче важная, так как собрать огромную и подробную статистику по госзакупкам очень трудно.
Итак, за I-III кв. 2015 года по коду 45 ОКПД заключено 135 532 договора на сумму 1 374, 6 миллиардов рублей. За 2014 год заключено 232 784 договора на сумму 2 031,9 миллиардов руб. – таким макаром, сумма договоров за 2015 год снизится приблизительно на 25%.
При всем этом около 85 % договоров (132959 штук) в сфере строительства заключаются на сумму, не превосходящую 3 млн рублей, и составляют приблизительно 6,5 % от суммы договоров на строительство (315,24 миллиардов рублей). Договоры выше 60 млн составляют наименее 2% (2573 штук)от полного количества договоров и приблизительно 75% (1 059,36 миллиардов) от цены всех строй договоров.
Как и раньше самой всераспространенной процедурой остается электрический аукцион – на него приходится 107 102 (79,02% от полного количества договоров). Дальше - по мере убывания:
- Запрос котировок: количество 19 410 (14,32% от полного количества договоров)
- Закупка у единственного поставщика: количество 6 835 (5,04% от полного количества договоров)
- Открытый конкурс: количество 1264 (0,93% от полного количества договоров)
- Запрос предложений: количество 447 (0,33% от полного количества договоров)
- Конкурс с ОУ: количество 349 (0,26% от полного количества договоров)
С кадрами отлично, но где их взять?
Кадровые препядствия строительной отрасли спецы обсудили на круглом столе «Роль Ассоциации «Национальное объединение строителей» в формировании системы проф квалификаций в строительстве» под председательством начальника управления проф образования НОСТРОя Надежды Прокопьевой. Открывая мероприятие, она напомнила, что с 1 июля 2016 года, когда вступит в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ, работники всех организаций, в том числе и коммерческих, должны соответствовать требованиям принятых проф эталонов.
Так где же взять эти самые «надлежащие» проф кадры? Естественно, сначала, в профильных университетах, где внедрены программки дополнительного проф образования. Но самое главное, чтоб все это укладывалось в единую концепцию и единые требования. О том, как идет работа по заказу НОСТРОя над концепцией развития дополнительного проф образования, сказал председатель Совета по развитию ДПО учебно-методического обеспечения вузов Русской Федерации по образованию в области строительства Александр Гинзбург. МГСУ разрабатывает данную концепцию, в какой отыщут отражение все современные реалии системы дополнительного профобразования, начиная от ведущей роли проф эталонов и заканчивая методическим и организационным обеспечением подготовки высококвалифицированных кадров в строительстве.
Вице-президент Союза строителей стальных дорог Алексей Степаненко поведал о разработке и работе центров оценки квалификации в строительстве. Он отметил успешную работу НОСТРОя по выполнению распоряжения правительства Рф, согласно которому до конца 2015 года в строительной сфере должно быть сотворено 10 центров оценки квалификаций.
Начальник отдела ДПО и аттестации НОСТРОЙ Владислав Кришталь тщательно поведал об итогах работы программ дополнительного проф образования для строй компаний в 2015 году. По его словам, в течение года было заключено 73 контракта, в рамках которых в 2015 году будет обучено 4 273 человека. Еще 1026 человек по программкам ДПО пройдут обучение по 6 договорам, финансируемым из статьи «Координационная работа в регионах».
Напомним, что в этом году НОСТРОЙ сделал Академию, которая должна впритирку заняться вопросами проф образования строителей. Ей, а именно, передана Единая система аттестации, разработанная и поддерживаемая на средства Государственного объединения строителей (т.е., практически на средства строителей и СРО).
Закончился Денек саморегулирования подведением итогов и награждением фаворитов конкурса проф мастерства посреди инженеров-строителей. По итогам двухэтапных соревнований 1-ое место занял инженер Евгений Левштанов из Москвы.
Поддон душевой квадратный литьевой мрамор 100х100 см
Поддон душевой предназначен для дизайна душевой кабины в обыкновенной ванной либо совмещенном санузле. При корректном использовании резервуар из мрамора прослужит долгие и длительные годы. Это материал высочайшего свойства, нередко применяемый при изготовлении сантехники. Такие поддоны ничем не уступают железным моделям, они:
- ударопрочные;
- отлично держат тепло;
- практически не издают шума при включении воды;
- устойчивы к воздействию воды;
- просто очищаются от загрязнений.
Оцените преимущества!
- Белоснежный поддон — подходящее решение для большинства ванных комнат.
- Форма — квадратная.
- Вероятна пристенная установка, которая сберегает полезное место ванной комнаты. Установка осуществляется впритирку к стенке.
- Малогабаритный резервуар высотой 100 см и шириной 100 см подойдет даже для маленького помещения.
- Слив, как и в большинстве моделей, находится в боковой части.